Комментарии: Продолжение: Цырлин о Кривченкове По
поводу электрона, который имеет "размазанную " волновую
функцию, но на фотопластинку попадает в строго определенной
точке. "Ударился от здесь - и я это зафиксировал. Все. Остался
след. А если бы я хотел узнать, каким путем он туда двигался,
по какой траектории, я был бы должен меду источником и этой
пластинкой поставить еще одну пластинку или какой-либо другой
прибор. То есть я пытаюсь определить его координаты в двух
разных областях пространства, чтобы, поделив на время между
этими событиями, определить его скорость и импульс. Кстати,
неопределенность координаты в расчет принимается, а
неопределенность времени нет. Время в квантовой механике
представляет собой обычный линейный параметр. Ну так вот, в
этом случае я обнаружил бы что? Что этот электрон столкнулся с
этой дополнительной пластинкой в какой-то другой точке. И
этим, конечно, я все сразу нарушил, весь свой эксперимент,
потому что я уже не смогу узнать, куда бы направился этот
электрон, если бы на его месте не было бы этой второй
пластинки. Следовательно, я должен выбрать что-то одно: либо
пытаться обнаружить его здесь, либо здесь. Ударился электрон в
фотопластинку, зафиксировал я его, следовательно, путь, по
которому он попал в эту точку, а, стало быть, и его скорость,
я никогда не узнаю. Никогда. И пора к этому привыкнуть. И
вообще - это невозможно узнать в принципе, и то, и другое. "
"Раньше-то люди думали, что они могут узнать все на
свете, а эта формула говорит, что нет. Причем чем я лучше знаю
одно, тем хуже я знаю другое. Допустим, я поставил здесь не
пластинку, а другой электрон и посмотрю, как они будут
взаимодействовать. И чем ближе первый электрон пролетит от
второго, тем более точно я смогу судить о его координатах. Но
тем сильнее я изменю его скорость и импульс. "
Tuesday, November 04, 2003 at 20:27:44 (MSK)
92. Имя: NNN ,
Комментарии: Продолжение: Цырлин о
Кривченкове "Один автор - имени его я не буду называть -
сказал: "Я люблю книги, написанные кровью сердца. " И я
полностью присоединяюсь к его мнению. Вопрос с места: "А
скажите, кто автор? " Он (тихо): "Да какая разница, кто
автор... "
"И достаточно почитать романы, конечно, не
романы Дюма, а романы Достоевского или Пруста, чтобы понять...
Это же целое исследование. Писатель как таковой - он что из
себя представляет? Ничего! А тут совсем другое дело. Они же
фактически не писатели так называемые, а исследователи. Вот
такие книги нужно читать, а не все эти - знаете... Чем человек
культурнее, тем больше он себя ограничивает. И в чтении тоже.
Во всем. "
Рассказал, как он летом жил на Азовском
море и обнаружил в своей комнате книжку. "Такая вот толстая.
Полистал я ее, а там все про какого-то Штицеля... или
Шницеля... " Подсказка с места: "Наверное, про Штирлица! "
"Возможно, возможно. Я ее взял вот так... (показал как - двумя
пальцами) ... и выкинул за окошко. Кто это, думаю, такие вещи
читает? А это оказалось хозяйкиной дочери: увидела, прибежала,
целый скандал был. "
Tuesday, November 04, 2003
at 20:25:26 (MSK)
93. Имя: NNN ,
Комментарии: Продолжение
А все почему-то
думают, что в свою честь и некоторые даже пытаются тоже так...
"
29
января 1980 "Тщеславие... Ну а у кого нет тщеславия? А то они
сказали "тщеславие " и уже думают... " (Вероятно, по поводу
официального сообщения о ссылке Сахарова, в котором тот,
помимо всего прочего, обвинялся в тщеславии.) "Разве что
Кавендиш. Вот он действительно. Работал целую жизнь, а
напечатали все это только после его смерти. Нашли и
напечатали. А ему самому все это было безразлично. Вот здесь я
не возражаю. "
Затем рассуждал о "магии слов ",
возвышенных или просто непонятных. "Иногда бывает достаточно
сказать одно какое-нибудь этакое слово - и все дальнейшие
вопросы отпадают. "Перпендикуляр ", например. Читали в
воспоминаниях Вересаева, как ребенок спрашивает "Почему это? "
и "Почему то? "? И ему, наконец, отвечают: "Потому что
перпендикуляр! " И он больше не спрашивает. Перпендикуляр - и
все. " (Возможно, по поводу "контингента ", введенного в
Афганистан.)
Через несколько дней: "Но это же
безграмотно... Вроде как, помню, в годы моей молодости пели
песню: "Преодолеть пространство и простор. " Это же
безграмотно даже с чисто синтаксической точки зрения. Масло
масляное. "
Наряду с этим - несколько лирических
деталей: Москва тогда кончалась за кольцевой железной дорогой
и таксисты в этом месте переключали счетчик: за городом был
двойной тариф.
Однажды ему пришлось некоторое время
проработать учителем в школе-интернате. "Там не обращали
внимания ни на анкету, ни на цвет кожи, ни на... Вот таким вот
образом. "
Февраль
1980. В конце лекции, дав список задач, которые нужно решить,
вдруг сказал грустно: "Счастья нет. И покоя тоже нет,
и
94. Имя: NNN ,
Комментарии: А вот воспоминания Цырлина о
Кривченкове. Цитата из "Дополнения к
учебнику"
Кто что-нибудь знает о нем
сейчас?
Про роль эмоций в науке: "Это же
заблуждение, что они здесь не играют никакой роли. Тут
особенно необходимо воображение и интуиция. Это же не
романы какие-нибудь сочинять, в которых обычно просто
комбинируют всевозможные эпизоды. Которые можно писать
вот так... "(Изобразил тасование карт.) "Вы думаете, где
люди более образованные - у нас тут или на
филологическом факультете? Я полагаю, что здесь. И в
гуманитарном отношении тоже. "
Упомянул, как
Шредингер, создав свое уравнение, в три часа ночи
разбудил жену: "Посмотри вот, что у меня получилось. "
Вопрос с места: "А жена что? " "Да что жена... Обругала,
наверное, его - и все... "
Восхитился
Лобачевским, которых за всю жизнь опубликовал лишь одну
статью. "А де Бройль вообще - создал только одно
уравнение. За всю жизнь. А остальное - его
пережевывание. "
Объясняя про квантово-волновой
дуализм: "Формула записывается так. А как там все в
действительности... " (Несколько раз в преувеличенном
удивлении перекинул голову от одного плеча к другому.)
"Вот у меня формула, которая все это описывает. А
представления о волне и частице - это просто
механическое соединение образов, которые человек
встречает в действительности. Это отсюда, а это -
отсюда... Как у Гоголя: "Взять бы нос от этой, а уши -
от этой. " Да. Гоголя нужно читать, Гоголя. Это вот
действительно то, что когда-то называли изящной
словесностью. "
"И непререкаемых авторитетов в
естественных науках тоже нет.... Можно опровергать кого
угодно и что угодно без каких-либо опасных последствий.
"
Через несколько минут: "Почему-то все думают,
что Петербург Петр назвал в свою честь. А тогда еще не
дошли до такого. Это же в честь апостола:
"Санкт-Петербург - город святого Петра. "Санкт " -
святой. А все почему-то думают,
95. Имя: Елена Сулятицкая
, E-Mail: borl60@mail.ru,
Город: г.Жуковский ,
Комментарии: На кафедре низких
температур учится сын Коли Случанко. Мнение о
кафедре не очень хорошее. Но лучше спросить Колю.
Tuesday, November 04, 2003 at 14:11:32
(MSK)
96. Имя: Оля Звонова
(Фаткуллина) ,
Комментарии: Менеджмент научных
исследований - вполне современная, очень нужная
специальность, у нас практически нет подобных
специалистов и они очень востребованы (организован
даже специальный президентский курс при академии
народного хозяйства как второе высшее) Более
связана с маркетингом и финансами, чем с наукой
(хотя тоже наука), да и в предмет продажи тоже
надо уметь вникать. Все зависит от того, к чему
ребенок имеет склонность. Tuesday, November
04, 2003 at 11:21:02 (MSK)
97. Имя: Юрий Черняев ,
Комментарии: Марине Коломиец.Вчера
беседовал по аське с Ваней Бобошиным,сыном нашего
однокурсника Игоря Бобошина,который тоже озабочен
проблемой выбора кафедры. Так вот,он сказал
-нужно выбрать основную - научную кафедру и пройти
тестирование на менеджмент.То есть
менеджмент-дополнительная кафедра Tuesday,
November 04, 2003 at 09:50:19 (MSK)
98. Имя: Юрий Черняев ,
Комментарии: Марине Коломиец.С точки
зрения дальнейшей жизни,наверно,менеджмент
практичнее-менеджер -он и в банке менеджер,и в
фирме по торговле одеждой,и в строительной
компании.Ну ,а если наукой ребёнок хочет
заниматься- то последнее к собственно науке имеет
малое отношение-соответственно и рассматривать
смысла нет Monday, November 03, 2003 at
15:19:40 (MSK)
Комментарии: Всем привет! Наш старший
сын Дима (3-й курс физфака) накануне распределения
по кафедрам в раздумье. У него выстроились по
рейтингу: Волновые процессы 80, Низкие температуры
15, Менеджмент научных исследований 5. Кто что
может подсказать про эти кафедры сейчас ( про
последнюю мы вообще не слышали). Monday,
November 03, 2003 at 14:57:44 (MSK)
Комментарии: Анвар, вслед за твоим
поздравлением всех ноябрьских с днем рожденья,
включая и тебя самого, поздравляю тебя еще раз
отдельно. К твоей традиции поздравлять всех
ежемесячно неплохо бы добавить и ответное
поздравление. Далее два момента:
1. Если
условия и потребность не изменились, встретимся с
Поповым на этой неделе.
2. Твое предложение
насчет монографии мне понравилось. Большое тебе
спасибо. Я ее напишу, но не в те сроки, которые вы
предлагали с Колей Суходольским, - значительно
позже. Экспрессно-презентабельный вариант в
200-300 книжных страниц могу чуть пораньше,
где-нибудь к концу марта-апреля, или
методически-систематический вариант в 400-600
страниц на полгода позже. А от настоящего дня
четыре месяца непрерывно я буду проводить
эксперименты, которые, считай, только начались.
Этот срок у меня должен быть в распоряжении почти
при любом раскладе по условиям контракта. А
монографию я могу писать и при опечатанной
лаборатории. На прошедшей неделе поползновения по
узурпации или разграблению лаборатории проявились
более отчетливо. Если нашим российским местечковым
начальникам вместе с пятой колонной удастся это
сделать в четвертый раз, несмотря на то что
лаборатория целиком сделана на американские
деньги, то я хотя бы смогу получить некоторые
тонкие и приоритетные результаты, которые могут
вызвать интерес в мире. Узкое рабочее название
монографии - Прецизионная диагностика
электрических разрядов газах. Решающего значения
для спасения Лаборатории монография иметь не
сможет. Нужны более мощные ходы. Со своей стороны
я включаю их все последовательно по мере
готовности. Главный недостаток - недостаточные
темпы и запас времени. Может, кто предложит еще
какой-нибудь ход? Здесь я обращаюсь ко
всем.